Основная информация

Музей, посвящённый жизни и творчеству Матисса, занимает виллу XVII века, уютно расположившуюся среди древних развалин времён Римской империи. Вилла стоит на холме, с которого открывается прекрасный вид на Ниццу, любимый город художника.

Ницца для Матисса ассоциировалась с земным раем и была единственным местом, где он чувствовал себя свободным и счастливым. В этот город он приезжал на протяжении почти сорока лет. Здесь художник написал множество замечательных картин; здесь же он и скончался. Поэтому совершенно логично было организовать музей, посвящённый его жизни и творчеству, именно в этом городе.

Музей Матисса расположен на одном из холмов. Чтобы попасть на него, приходится подниматься по извилистой улочке с отелем "Регина" - тем самым, в котором художник провёл последние годы жизни. Он очень любил и много раз писал открывающийся из окон отеля вид на раскинувшуюся внизу, утопающую в зелени Ниццу.

Музей занимает виллу XVII века, построенную среди античных руин. Здание было реконструировано; в 1993 году к нему добавили подземный этаж. В музее имеется восемнадцать залов. Среди них есть маленькие и уютные, а есть огромные - с высокими потолками и широкими окнами, в которые льётся мягкий свет. Смотритель музея, Ксавьер Жирар, называет его "биографическим", поскольку в нём, помимо работ Матисса, собрано немало и любимых художником вещей. Посетитель то и дело наталкивается на венецианские кресла-качалки, синие вазы, мраморные столики. Переведя взгляд на картины, он попадает словно в зеркальный (зеркало это, впрочем, волшебное) мир, где все эти вещи отражаются, претерпевая причудливые метаморфозы.

Произведения Матисса представлены в музее не в хронологическом порядке. Принцип тут другой - расположить их так, чтобы зритель, сравнивая одну картину с другой, смог лучше понять замыслы мастера. Матисс сам говорил, что музей должен быть "местом изучения творчества художника, а не гробницей его работ".

Музей располагает работами Матисса, выполненными в самой разнообразной технике и самых разнообразных жанрах, - от рисунков и картин до скульптур. Добавим в этот перечень образцы его керамики, сценографии, оконные витражи и, разумеется, знаменитые бумажные коллажи. С коллажа и начинается экспозиция - любителей живописи встречает огромная работа "Цветы и фрукты", законченная Матиссом незадолго до смерти. В коллекции присутствуют и наброски его картин, сделанные гуашью.

Отдельный зал на втором этаже рассказывает о трудах Матисса по оформлению Капеллы Четок в Вансе. Весь процесс создания последнего шедевра подробно реконструирован.

Всего в музее собрано 236 рисунков Матисса, 70 его скульптур и множество картин, иллюстрирующих с максимальной полнотой творческий путь художника - начиная с юношеского "Натюрморта с книгой", написанного им в 21 год, и заканчивая голубыми ню, вырезанными в последние годы жизни. Нашлось, разумеется, место в экспозиции работам Матисса эпохи его увлечения фовизмом. Среди них - "Мадам Матисс" (1905), "Окно на Таити" (1935) и "Натюрморт с гранатами" (1947). Несмотря на то, что многие произведения художника (включая его знаменитую серию "Одалиски") разошлись по частным собраниям, коллекция музея даёт достаточное представление о "стилистической" эволюции Матисса. Экспозиция выстроена таким образом, что рядом с законченной картиной выставлены эскизы к ней. Другой вариант: в одном месте размещены работы разных лет, посвящённые одной теме (так, кстати, предпочитал показывать свои вещи и сам Матисс). Таким образом, в одном зале могут сойтись холсты, рисунки, скульптуры и бумажные коллажи, объединённые общим сюжетом. Пройдя же по всему музею, вы окажетесь как бы внутри художественного мира Матисса и мысленно проделаете вместе с художником его долгий путь - путь, свершённый в поисках простоты и радости.

БУМАЖНЫЕ ЖЕНЩИНЫ

В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечение стала "живопись" посредством вырезанных из бумаги фигур. В собрании музея находится одна из самых экстравагантных работа этого рода - "Танцующая креолка" (1950), поразительная по своим цвету и форме. Глаза танцовщицы сияют, как звёзды, а её тело "сконструировано" из геометрических, пульсирующих зелёным светом, фигур, контрастирующих с алыми, розовыми и оранжевыми прямоугольниками. К 1952 году матиссовская простота ещё более "упростилась"; характернейшая работа этого ряда - "Купальщица в тростниках". В том же году Матисс создал не менее дюжины своих "голубых обнажённых", изображённых в расслабленных позах. Они вырезаны из цветной бумаги и размещены на белом фоне. Как и во многих других случаях, эти композиции кажутся обманчиво простыми. На самом же деле их "кричащая" простота маскирует тут поистине титанический труд мастера.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв